Методика Марии Монтессори была создана в 19 веке в Италии и названа в честь
ее основательницы, великого педагога и доктора медицины.
Основная идея методики Монтессори — максимально самостоятельное
развитие ребенка в специально созданной среде, основной принцип - подвигнуть
ребенка к самовоспитанию, к самообучению и к саморазвитию. Девиз
педагогики Монтессори - "Помоги мне это сделать самому". В
этом и состоит основное отличие методики Монтессори от остальных методик
раннего развития - ребенок с самого рождения воспринимается как личность с
огромным потенциалом для саморазвития, а задача взрослых наблюдать за малышом и
корректировать его самообучение.
Марией Монтессори также были открыты сенситивные (то есть
наиболее восприимчивые) периоды восприятия мира, которые характерны только для
детей и не повторяются во взрослом состоянии. Особенность этих периодов
согласно методики Монтессори в том, что в каждый конкретный возрастной
промежуток развивается определенный участок мозга и, следовательно, задача
взрослых создать такую окружающую среду, которая будет способствовать развитию
навыков, связанных именно с этим участком.
Например, период развития речи длится от 0 до 6 лет, период развития органов
чувств от 0 до 5.5, от 2.5 до 6 лет у детей наиболее активно развиваются
социальные навыки, а в период от 2 до 3 лет малыши любят вставлять предметы в
различные отверстия на основании чего была создана целая серия игр, развивающих
моторику и мышление.
Учебные пособия, используемые в методике Монтессори, обязательно сделаны из натуральных
материалов и привлекают ребенка тем, что соответствуют его
естественным желаниям в том или ином возрасте. Все развивающие игры Монтессори
построены так, что ребенок может сам оценивать успешность выполнения задания, в
результате чего у взрослых нет необходимости указывать на его ошибки, что
сохраняет у малыша уверенность в своих силах, чувство собственного достоинства,
а также способствует развитию самостоятельности и креативности.
Пособия методики Монтессори включают в себя материалы по сенсорике,
практической жизни, математике, развитию речи, письму и чтению. Но в
первую очередь игры данной методики направлены на развитие образного
мышления.