Методика Никитиных создана знаменитыми русскими педагогами-новаторами
Борисом Павловичем и Леной Алексеевной Никитиными, родителями семерых детей из
подмосковного Большева. В основе системы Никитиных лежит свободное
развитие ребенка в процессе игры, без уроков и специальных тренировок.
Дети сами выбирают себе распорядок и занятия по душе.
Роль родителей - принимать самое активное участие в детских играх,
не навязывая при этом свое мнение и поощряя стремление малыша активно мыслить и
решать задачи самостоятельно. Развивающие игры Никитиных сочетают в
себе безграничный простор для творчества, многофункциональность
и широкий выбор уровней сложности.
Многофункциональность игр дает возможность подстраивать их под конкретного
ребенка, его интересы и уровень развития, широкий выбор уровней сложности
позволяет играм увлекать ребенка в течении нескольких лет, а постепенное
возрастание трудности задач помогает детям совершенствоваться
самостоятельно.
В большинстве своем эти игры представлены в виде кубиков, таблиц и
логических задачек, направленных на распознавание и достраивание образов, т. е.
на развитие творчества, логического и образного
мышления.
Стоит отметить, что в методике Никитиных много внимания уделяется не только раннему
интеллектуальному обучению а и гармоничному физическому
развитию ребенка. Закаливание с младенчества, упражнения на спортивных
снарядах, сбалансированное питание, все это, по мнению Никитиных, помогает
детям иметь отличное физическое и эмоциональное здоровье.
Не настаивая на универсальности своей педагогики, Никитины предлагают комбинировать
ее с другими методиками, в частности развивающими искусство и
гуманитарные дисциплины, такими, как Вальдорфская педагогика.